Меню

Малыш немного подрастет и начнет удивлять вас отдельными словами, словосочетаниями, а потом и предложениями. Будьте готовы к тому, что со временем его детский лепет станет превращаться в настоящую взрослую речь и вам понадобится уделять этому достаточно внимания.

От 1 года до 2 лет

К этому возрасту у ребенка накопится солидный словарный запас, однако не все слоги и слова он научится произносить так, как следует. Продолжайте заниматься с малышом, предлагайте ему называть предметы, изображенные в книжках, или повторять их названия. Чаще говорите ему, как зовут его родных, а показывая на кого-то из домочадцев, спрашивайте: «Кто это?». Знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о явлениях природы: «Сейчас весна, на улице тепло. Небо голубое, солнышко светит, поют птицы».

Что предложить малышу?

• Читая стихи или сказки, просите маленького повторять за вами.

• Учите ребенка парным понятиям: «мокрый-сухой», «пустой-полный», «стоять-сидеть». Не забывайте убедиться в том, что малыш вас понимает.

• Учите маленького говорить нараспев, тянуть гласные. Позже это поможет ему научиться говорить выразительно.

• Просите малыша повторять звуки, которые он слышит вокруг: тиканье часов, льющуюся воду, работающий пылесос.

• Учите ребенка излагать просьбу короткими предложениями.

От 2 до 3 лет

Ребенок знает много слов, говорит короткими предложениями, называет свое имя, обозначает свои желания, может повторить или даже рассказать короткий стих. В этом возрасте стоит отучать маленького говоруна от «детского» языка, который может помешать ему овладеть правильной речью. Что предложить малышу?

• Спрашивайте ребенка о том, что он делает или что собирается делать.

• Помогайте ему отвечать, расставляя слова в нужном порядке: «Ты во что играешь?» «Я играю в кубики».

• Рассказывайте малышу о признаках животных и предметов: «Это грузовик. Он большой, он возит разные грузы». Объясняйте маленькому все непонятные слова.

• Развивайте мелкую моторику рук. Кидайте мячики (большой, средний, маленький) в ведерко, называя предметы, которые вас окружают. Поменяйте тему и вспомните названия животных, овощей, фруктов…

• Учите скороговорки, уделяя внимание правильному произношению букв и слов. «Везет Санька Сеньку с Сонькой на санках», «У осы не усы, не усищи, а усики».

От 3 до 4 лет

Словарный запас ребенка пополняется каждый день, речь становится более грамотной и образной. Малыш может составить рассказ по картинке, назвать свое имя, фамилию, адрес. Чтобы обогатить эмоциональный мир маленького и его словарный запас, ходите с ним в театры, музеи, на экскурсии. Что касается чтения книг, обучения иностранному языку, заучивания стихов и песен, эти занятия помогут ребенку совершенствовать речь.

Что предложить малышу?

• Вместе с ребенком подбирайте как можно больше рифм к одному слову: «Мишка-книжка-малышка-трусишка».

• Учите маленького читать и писать слоги, односложные слова; занимайтесь с прописями.

• Изучайте иностранный язык. Смотрите мультфильмы, слушайте аудиокассеты, запоминайте новые слова.

• Играя в кукольный театр, предлагайте ребенку попробовать себя в новых ролях, учите его разным интонациям.

• Объясните маленькому, что такое загадки. Приведите пример: «Без рук, без ног, а рисовать умеет» (мороз). Предложите малышу самому придумать загадку.

От 4 до 5 лет

Ребенок учится знакомиться со сверстниками и вступать с ними в контакт. Некоторые детишки умеют читать, начинают писать слоги и слова, другим нравится рассказывать стихи и петь песенки, а третьи изучают иностранный язык и уже могут отвечать на простые вопросы.

Что предложить малышу?

Играйте в «Съедобное-несъедобное»: кидая мяч, произносите названия разных предметов. Если это «слово» можно съесть, мяч нужно поймать, если нет — пропустить.

После похода в театр, музей, на экскурсию попросите ребенка рассказать, что ему понравилось и запомнилось. Учите малыша обращать внимание на детали.

Знакомьте ребенка с синонимами и антонимами.

Ранее развитие речи