Меню

Логопед: «Орфографическая безграмотность — от плохого слуха».

У безграмотных школьников плохой фонематический слух и трудности в произношении звуков. Так считает логопед, Екатерина Владимировна Шурмина.

Почему ребёнок, поступающий в школу, должен уметь чётко произносить звуки?

Логопед: У детей, которые правильно произносят звуки, меньше проблем с письменной речью, с правописанием, с орфографией. Если у ребёнка плохо сформировано звукопроизношение, то он может не расслышать звуки и, следовательно, допустить множество орфографических ошибок. К тому же, дети, которые чётко произносят звуки, легче понимаются сверстниками и педагогами. Поэтому, если фонематический слух у школьников развит плохо, то всегда будут проблемы с орфографией, чтением и письменностью.

А что такое фонематический слух?

Логопед: Фонематический слух — это слух, который отвечает за восприятие звуков и за их различение. Фонематический слух является основой для восприятия звуков окружающего мира, речевых и неречевых, восприятия музыки. Развитие фонематического слуха происходит поэтапно. Сначала ребёнок учится различать неречевые звуки: стук, шелест, звон, звуки природы. Это происходит примерно в 2-3 года. Потом ребёнок учится различать речевые звуки из речи взрослых, вычленяя каждый звук. В 5-6 лет, при подготовке к школе, на основе сформированных знаний о звуках, ребёнок воспринимает сложные речевые звуки.

Может ли мама проверить насколько развит фонематический слух?

Логопед: Можно поиграть с ребёнком в следующую игру: мама выбирает несколько предметов: колокольчик, пакет, молоточек. Она шелестит, стучит, звенит в присутствии ребёнка. А потом ребёнок отворачивается, и мама проделывает то же самое. При этом ребёнок должен догадаться, какой предмет задействован. Несмотря на то, что это упражнение несложное, многие дети ошибаются. Однако лучше ребёнка привести к логопеду, который определит, есть ли проблемы у ребёнка.

В каких случаях развитие речи проходит сабо сомой, а в каких случаях помощь специалиста обязательна?

Логопед: Я не встречалась с такими случаями, когда нарушение звукопроизношения или проблемы с общим недоразвитием речи прошли сами собой. Обязательно должен работать с ребёнком специалист. Нарушение может пройти само собой только в том случае, если ребёнок подражает взрослому или своему другу, и у него «нечаянно» получается правильно произнести «дефектный» звук. И чисто «случайно» этот звук в речи закрепляется. Но это бывает крайне редко.

В каком возрасте с логопедической точки зрения лучше обучать иностранному языку?

Логопед: Если у ребёнка нет проблем с развитием фонематического слуха и звуков родной речи, то логопеды рекомендуют начинать изучать иностранный язык с 2-3 лет. В этот период ребёнок достаточно легко воспринимает информацию из окружающего мира. Если у ребёнка есть логопедические проблемы, то большинство логопедов не рекомендуют заниматься иностранными языками, пока не сформируется правильное произношение звуков родной речи.

Екатерина Владимировна рекомендует:

— Обращать внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере взросления ребенка, так как они могу прочно закрепиться и превратиться в стойкое речевое нарушение.

Следить за речевым развитием ребенка в случаях любых отклонений обращаться к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой пройдет и образуется;

— Стараться не перегружать свою речь труднопроизносимыми для детей словами. Не наказывать ребенка за погрешности в речи, передразнивая или раздраженно поправляя.

— Многие дети, страдающие нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию и произношению звуки, обращаться к специалисту, который научит, как развивать фонематический слух;

— Тщательно выполнять задания логопеда по развитию речи и автоматизации поставленных звуков. Без постоянного контроля невозможно будет добиться положительных, стойких результатов;

— Для достижения результатов желательно заниматься каждый день: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха, занятия для формирования лексико-грамматической стороны речи.

Логопед орфографическая безграмотность - от плохого слуха