Меню

Как развиваем ребёнка и себя? Из года в год, из года в год

Думаю, многие из вас удивятся, если я скажу, что счастливым человеком можно стать благодаря конфликтам. Вернее так думаю не я, а более авторитетный человек.

Вы когда-нибудь задумывались, почему один человек с лёгкостью идёт вперёд, а другой еле-еле тащится сзади? По версии знаменитого психолога Э. Эриксона, человек в своём развитии проходит 8 этапов. Эриксон уверен, что те из нас, которые смогли успешно пройти каждую предыдущую стадию, морально подготовлены к последующей. В основе каждой стадии лежит конфликт (или противоречие), который обязательно нужно разрешить взрослеющему.

Что же так важно на каждой отдельной ступеньке взросления?

От 0-2-х — стадия базового доверия (недоверия)

Замечено, что если малыш в раннем возрасте уверен в своей маме, понимает, что она его не оставит одного надолго, то в дальнейшем малыш будет с доверием относиться и к другим людям.

Если же малыша подолгу оставлять плакать в кроватке, то он него не возникает ощущения надёжности и безопасности. Чувство недоверия может остаться на долгие годы.

Как развиваем ребёнка? Важно, чтобы ребёнок до 2-х лет доверял миру на базовом уровне. Поэтому молодые мамы должны опекать малыша, не позволять ему долго плакать в кроватке и всегда находиться поблизости. Ласковый тон, нежные песенки, позитивное уравновешенное поведение матери благополучно сказывается на развитии малыше и на его дальнейшем отношении к людям.

С 2-4-х — стадия автономии (стыда и сомнений)

Молодые мамы отмечают, что период с 2-х до 4-х проходит под девизом «Я сам!».

Ребёнок учится управлять собой и своими эмоциями и сдерживать свои чувства.

Если стыдить малыша за какие-то неудачи и предъявлять ему чрезмерно жёсткие требования к его поведению, то чувство стыда становится слишком сильным и мешает развитию хорошей, крепкой самооценке.

Как развиваем ребёнка? Важно для ребёнка в этом возрасте адекватно проявлять и сдерживать свои чувства и владеть собой. Поэтому учим малышей управлять своими эмоциями и чувствами.

4-6 лет стадия инициативы (вины)

Это период самоутверждения. Дети в этом возрасте чрезвычайно деятельны, они чем-то заняты. Благодаря тёплому контакту со взрослыми они убеждаются, что на много способны и могут достигать поставленных перед собой целей. В этом возрасте необходимо детям проявлять инициативу и почувствовать уверенность в себе.

Как развиваем ребёнка? Поддерживаем детишек в их начинаниях и стремлениях. Хвалим, акцентируем на положительном, не замечаем недостатков, поощряем. На этой стадии перехвалить ребёнка практически невозможно, ибо ребёнок запоминает всё, что про него говорят, а потом ведёт себя на протяжении всей жизни исходя из таких суждений.

6-12 лет — стадия активности (недостаточности)

Дети в этом возрасте искренне стремятся достичь как можно больше, получить успешные результаты и очень нуждаются в поддержке и поощрении взрослых: родителей и учителей. Родители допускают главную ошибку, чрезмерно нагружая детей разными секциями и кружками.

Как развиваем ребёнка? В этот период учим доводить начатое дело до конца, чтобы малыши ощутили вкус к работе. Учим бережно относиться к учёбе и домашней работе. Воспитываем аккуратность и добросовестность.

10-23 года — стадия идентификации

В этот период мальчики и девочки превращаются в юношей и девушек и окончательно осознают свою половую принадлежность.

Как развиваем? В этот период важно сформировать представление о себе как о представителе того или другого пола. Поэтому воспитываем исходя из принятых стереотипов, чтобы закрепилось нужное поведение, свойственное тому или иному полу.

22-23 — стадия интимности (изоляции)

Это время отводится человеку для создания близких отношений с другими. Это время постоянного духовного роста, ведь для создания длительных близких отношений, человеку нужно научиться видеть личность в другом, не теряя при этом себя.

Как развиваем СЕБЯ? На этом этапе важно преодолеть свой детский эгоцентизм и всей душой присоединиться к другому человеку, сохраняя при этом цельность своего «Я».

40-45 стадия созидательности (застоя)

Основная потребность человека в этот период — забота о других. Чтобы не попасть в ловушку под названием «возраст одиночества», людям важно учиться чему-то новому, менять стиль и привычки, вести открытый и деятельный образ жизни.

Как будем развивать себя? Важно в этот период испытывать любовь к молодым, искренне интересоваться подрастающим поколением.

Стадия Эго-интеграции (отчаяния)

В этот период подводится итог прожитой жизни. Если все предыдущие стадии проходили гармонично, если человек постоянно рос и развивался духовно, жил по-настоящему полной и богатой жизнью, то теперь он испытывает чувство гармонии и мира самим с собой. Он принимает себя, свою жизнь, чувствует себя абсолютно цельной, состоявшейся личностью.

Как развиваем ребенка и себя из года в год из года в год