Меню

Игры — для детей. Или от чего страдают некоторые взрослые

Что происходит со взрослыми, которые в детстве не наигрались и почему для детей так нужны игры? Об этом мы беседуем с руководителем блока занятий «Развивающие игры» школы-студии «Малышок», Галиной Васильевной Листопадовой.

— Почему для дошкольников так важно играть?

— Игры для детей – модель жизни, путь познания мира. В игре дети подражают взрослым и получают новые знания. В игре дети удовлетворяют свои потребности: быть признанным в детском обществе, формировать самооценку среди сверстников и почувствовать свою значимость. Поэтому играть для ребёнка настолько жизненно необходимо, как для взрослого трудиться.

— Сейчас дети идут в школу в 6 лет, и вместо игровой деятельности у них учебная. Трудно ли ребятам адаптироваться к новым требованиям?

— Сообщество педагогов и медиков пришло к выводу, что 6 лет – это самый сензитивный возраст для школы. Считается, что в это время ребёнок наиболее отзывчив на изменения окружающей среды. Если ребёнок через игру получил полноценное психическое развитие, то можно говорить про готовность к школе. Сейчас очень много занятий в школе проходит в игровой форме. И, на мой взгляд, сейчас ребята с удовольствием идут в школу. Кстати, многие учителя младших классов говорят, что дети испытывают скуку из-за того, что программа предусматривает игровую деятельность, в то время как многие первоклассники уже хотят учиться, а не играть. И многие дети разочарованы таким явлением.

— Все ли дети готовы идти в школу в 6-ть лет?

— Если ребёнок умеет себя контролировать, готов к самостоятельной деятельности и владеет трудовыми навыками, то можно смело вести его в первый класс. Кстати, психологи считают, что ребёнка лучше отправлять в школу не ранее чем в 6,5 лет.

— Многие родители считают, что готовить к школе необходимо «взрослыми» методами, а не через игру. Что можно сказать таким родителям?

— Дети через игры учатся взаимодействовать со сверстниками, проявлять инициативу, реализовывать творческий потенциал. Если ребёнок не играет, то он может испытывать трудности во взрослой жизни. Такие взрослые могут ощущать себя покинутыми, у них может возникать тяга к азартным играм, могут наблюдаться прочие зависимости. Такие люди могут иметь заниженную самооценку или, наоборот, вести себя очень вызывающе. У таких людей может формироваться слабый тип личности. Ведь в игре ребёнок переживает все возможные психологические состояния. А если ребёнок их не прочувствовал, то во взрослой жизни он может от этого страдать. В этой связи многие взрослые обращаются к психотерапевтам. И успешно решают свои детские проблемы.

— Я вижу, что есть такие дети, которым чужда игровая деятельность. Стоит ли таких малышей мотивировать на игру?

— Как правило, такие дети воспитываются в семьях, состоящих только из множества взрослых. Поэтому, подражая взрослым, дети кажутся маленькими мудрецами. Если такие дети попадают в детский коллектив, то они, наблюдая за ровесниками, постепенно включаются в игру. Вначале они, конечно, осторожничают, а потом проявляют свою детскую непосредственную природу. Однако, взрослое поведение маленького ребёнка может указывать на природу гения: таким способом ребёнок проявляет свою одарённость.

— Очень многие мамы задаются вопросом: во что играть со своим ребёнком?

— Сейчас очень много хороших дидактических пособий, которые помогают взрослому организовать игровое пространство для ребёнка. Мамам можно мастерить что-то с малышом или подключать его к домашней работе. Тогда ребёнок не только играет, но и формирует трудовые навыки. Кстати, к шести годам ребёнка не должна полностью захватывать игра, малыш должен трудиться и помогать близким.

Галина Васильевна Листопадова – руководитель высшей категории, педагог-практик Школы-студии раннего развития «Малышок», режиссёр детских праздников, руководитель кружка «Развивающие игры».

Игры - для детей или от чего страдают некоторые взрослые